МБДОУ «Пачинский детский сад»
Занятие по познавательно- исследовательской деятельности
в старше - подготовительной группе «Волшебница - вода»
воспитатель: Костицина Д.А.
Программное содержание: продолжать знакомить детей с явлениями природы: круговорот воды в природе, расширять и укреплять знания о свойствах воды и её пользе для всего живого на земле. Развивать наблюдательность, любознательность, речь, мышление, память, воспитывать бережное отношение к воде.
Демонстрационный и раздаточный материал:карточка с изображением круговорота воды в природе, деревьев, радуги, шапочки капелек и облака, лужица из ткани, оборудование для опыта с водой: баночки, стаканы, салфетки, воронки, песок, сахар, соль, карточка с изображением воды в природе, бумага, карандаши.
Предварительная работа:наблюдения на прогулке за природными явлениями, опыты со льдом, со снегом, чтение произведений о воде, загадывание загадок, заучивание стихотворения о солнышке.
Методы и приемы: вопросы к детям, беседа, рассказ воспитателя, загадывание загадки, игры, чтение стихотворения, инсценировка, опыты и эксперименты, рисунки детей.
Интеграция образовательных областей:познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.
Воспитатель.Сегодня мы с вами отправимся в волшебное царство, а какое - отгадайте:
Она и в озере, она и в лужице,
Она снежинкой над нами кружится,
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, журчит.
Вода окружает нас повсюду.
Где мы можем увидеть воду?
(в море, озере, реке, луже и т.д.)
Кому нужна вода?
Какую пользу приносит вода человеку?
Может ли жизнь быть на земле без воды?
Вывод:вода это жизнь. Вода – добрый друг и помощник человека. Послушайте стихотворение Н. Рыжовой
Волшебница вода
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду ее найдете
И в сыром лесном болоте,
В луже, море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться,
Ни наесться, ни напиться.
Смею вам я доложить
Без нее нам не прожить.
Воспитатель.А теперь закройте глаза. Мы перенесемся в «Царство воды».
(звучит музыка К.Сен – Сана «Аквариум». Дети с закрытыми глазами слушают музыку.
В зал вбегают «Три капельки» и «Облако»)
Облако. Я облако и сейчас вам расскажу интересную историю.
В одном пушистом облаке жили три подружки – веселые капельки. Они много разговаривали друг с другом.
1-я капелька.– Я очень люблю путешествовать.
2-я капелька.– Мне нравится все красивое, яркое сверкающие.
3-я капелька – А я хотела бы приносить пользу всему живому.
Облако. Во мне собралось много капелек и я пролилось на землю дождем.
(капельки разбегаются: 1-я бежит к озеру, 2-я к радуге, 3-я к дереву)
1-я капелька – Я попала в озеро и поплыла среди других озерных капелек путешествовать.
2-я капелька – Я упала в поле. Солнце коснулось меня своим лучом, и появилась семицветная радуга.
3-я капелька – Я упала в лес. По листьям скатилась вниз на землю и попала в корень дерева. Потом поднялась по стволу до листика на верхушку и увидела свое родное облако.
Облако. Солнце коснулось своими лучами капелек, они стали легкими и вернулись на свое родное облако.
Воспитатель. Поднялся легкий ветерок и облако полетело дальше поливать землю дождем.
Воспитатель. Ребята, капельки рассказали нам удивительную историю.
Как вы думаете – это правда или сказка? Почему ?
(дети отвечают на вопросы, называют элементы сказки и рассказа, вместе делают вывод, что это рассказ с элементами сказки)
Воспитатель.Ребята, капельки нам рассказали о природном явлении, которое называется «Круговорот воды в природе»
(воспитатель с помощью плакатов рассказывает детям о круговороте воды в природе)
Воспитатель. Сколько вы слышите слов, когда я произношу слово «круговорот»?
(вместе с воспитателем дети делают вывод, что вода в природе ходит по кругу, поэтому мы произносим одно слово, а слышим два)
Воспитатель. Я приглашаю вас отправится в волшебное путешествие, где времена года быстро сменяют друг друга. В каком –то времени года мы задержимся, а другое быстро проскочим. А раз путешествие волшебное, то и транспорт будет у нас необычный. Я буду мамой - тучкой, а вы мои детки. Ну что, полетели.
Сейчас лето. Если, я тучка, то кто вы? (Капельки)
Посылаю вас, детки- капельки на землю!
Пролейтесь веселым дождиком, напоите землю, оживите деревья, цветы. Погуляйте, а затем ко мне возвращайтесь.
Да смотрите не балуйте, хорошо себя видите, за воротник прохожим не залезайте.
Игра-этюд «Капельки»
Воспитатель. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало друг без друга. Собрались они вместе и потекли маленькими ручейками.
(дети встают в колонну по двое.)
Встретились ручейки и стали большой речкой. (дети встают цепочкой)
Текла, текла река и попала в большое море. (дети встают в круг)
А тут и солнышко пригрело!
Игра – имитация «Солнышко»
Солнышко, солнышко в небе свети,
Яркие лучики к нам протяни.
Руки мы вложим в ладошки твои.
Нас покружи, оторви от земли.
Солнышко греет, как жарко всем нам!
В пар превратились, летим к небесам.
Воспитатель.Стали капельки легкими, превратились в пар и вернулись к маме тучке.
Где вы были? Что делали? Что с вами произошло? Что с вами произошло? (ответы детей)
Пока мы беседовали в нашей волшебной стране закончилось лето, прошла осень и наступила зима. Если, я мама- тучка, то вы кто? (Снежинки)
Игра – этюд «Снежинки»
Воспитатель. Я снежное – снежное облако! Мягкое, белое, пушистое. А вы мои детки снежинки. Летите на землю. (Дети присаживаются)
Полетели снежинки на землю и стали танцевать.
(звучит музыка –дети выполняют движения, покачались вправо- влево, покружились)
Но вдруг подул ветер, все снежинки разлетелись, кто куда, в разные стороны. Набегались снежинки, устали и упали на снежную поляну, образуя большой сугроб, и уснули.
Воспитатель. Вставайте, мои детки, пора возвращаться в детский сад.
Воспитатель.Мы сейчас рассказали с вами о круговороте воды в природе, поиграли.
Вода – одно из самых удивительных и загадочных веществ на земле. Что бы узнать о свойствах воды, я приглашаю вас в нашу лабораторию «Почемучек».
(дети рассаживаются за столы)
Воспитатель.Что бы узнать о свойствах воды , я предлагаю вам взять в руки стаканчик с водой и рассказать, какая вода.
(дети –чистая ,прозрачная)
Воспитатель. А какой у нее запах?
Дети. Она без запаха.
Воспитатель. А какая она на вкус?
Дети. (пробуют) Она безвкусная.
Воспитатель. Правильно, вода без запаха и вкуса.
Я приготовила для вас белый порошок. Возьмите его немножко и опустите его в стаканчик с водой. Попробуйте его теперь на вкус. Какая теперь стала вода на вкус?
Дети. Сладкая (соленая, у всех вода разная на вкус)
Воспитатель.Какие вещества еще растворяются в воде?
(дети называют)
Воспитатель.Не все вещества растворяются в воде.
(насыпает в стакан с водой песок)
Что произошло с песком?
Дети. Песок осел на дно.
Воспитатель. Какая стала вода?
Дети. Мутная, грязная.
Воспитатель. Да вода мутная, но ее можно очистить с помощью фильтра, фильтрованных салфеток, которые лежат на подносе. Это самый простой способ очищения воды.
Давайте проведем эксперимент.
(воспитатель показывает, как установить салфетку в воронку, затем вставить воронку в чистую банку.)
Воспитатель. У всех получилось правильно.
Понаблюдаем, как работают наши фильтры.
Осторожно понемногу будем лить мутную воду в баночку с фильтром
(самостоятельная работа детей)
Воспитатель.Аккуратно уберите фильтры и посмотрите на воду. Какая она стала? Куда девался песок?
Мы провели опыты.
О каких свойствах воды мы сегодня узнали?
Какую тайну воды открыли?
(ответы детей)
Воспитатель. Есть разные фильтры для очистки воды, один вы видите у нас в лаборатории.
Мы узнали самый простой способ очистки воды, но с фильтром для воды мы сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из подземного водохранилища, затем она попадает в специальные водоочистительные станции, где с помощью фильтров её очищают от песка, грязи и других примесей, только после этого вода попадает в водопровод.
Воспитатель.Вода- самое удивительное вещество на планете, вспомним еще раз чудесные свойства воды.
Игра «Какая вода?»
Дети.Вода- жидкость, она не имеет собственной формы, прозрачная, без запаха и вкуса, может растворять вещества, её можно очистить с помощью фильтра.
Воспитатель.В каком виде бывает вода в природе? (показ картинки, дети называют). Сейчас мы с вами и нарисуем, в каком виде бывает вода в природе (раздает бумагу, разделенную на 6 квадратов и карандаши). Нужно в каждом квадрате нарисовать, какая бывает вода в природе (снег, град, сосульки, лужи, ручьи, реки и прочее).
(дети рисуют)
Воспитатель.Молодцы, ребята, все справились с заданием. Наша лаборатория «Почемучки» будет работать и дальше, мы с вами будем продолжать исследовать и экспериментировать, сегодня мы еще раз профильтруем воду, чтобы она стала совсем прозрачной. В каком царстве мы сегодня были? Что нового узнали? Что вам понравилось больше всего? Все- таки, вода полезная и нужная или нет? Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому, воду надо беречь и охранять.