МБДОУ «Пачинский детский сад»

 

Занятие по познавательно- исследовательской деятельности

в старше - подготовительной группе «Волшебница - вода»

                                                                                                                                             

                                                                                          воспитатель: Костицина Д.А.

 

Программное содержание: продолжать знакомить детей с явлениями природы: круговорот воды в природе, расширять и укреплять знания о свойствах воды и её пользе для всего живого на земле. Развивать наблюдательность, любознательность, речь, мышление, память, воспитывать бережное отношение к воде.

Демонстрационный и раздаточный материал:карточка с изображением круговорота воды в природе, деревьев, радуги, шапочки капелек и облака, лужица из ткани, оборудование для опыта с водой: баночки, стаканы, салфетки, воронки, песок, сахар, соль, карточка с изображением воды в природе, бумага, карандаши.

Предварительная работа:наблюдения на прогулке за природными явлениями, опыты со льдом, со снегом, чтение произведений о воде, загадывание загадок, заучивание стихотворения о солнышке.

Методы и приемы: вопросы к детям, беседа, рассказ воспитателя, загадывание загадки, игры, чтение стихотворения, инсценировка, опыты и эксперименты, рисунки детей.

Интеграция образовательных областей:познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.

 

Воспитатель.Сегодня мы с вами отправимся в волшебное царство, а какое   -     отгадайте:

                     Она и в озере, она и в лужице,

                     Она снежинкой над нами кружится,

                      Она и в чайнике у нас кипит

                      Она и в реченьке бежит, журчит.

 

Вода окружает нас повсюду.

Где мы можем увидеть воду?

(в море, озере, реке, луже и т.д.)

Кому нужна вода?

Какую пользу приносит вода человеку?

Может ли жизнь быть на земле без воды?

 

 

Вывод:вода это жизнь. Вода – добрый друг и помощник человека. Послушайте стихотворение Н. Рыжовой

                                    

                                        Волшебница вода

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду ее найдете

И в сыром лесном болоте,

В луже, море, океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Без нее нам не умыться,

Ни наесться, ни напиться.

Смею вам я доложить

Без нее нам не прожить.

 

Воспитатель.А теперь закройте глаза. Мы перенесемся в «Царство воды».

(звучит музыка К.Сен – Сана «Аквариум». Дети с закрытыми глазами слушают музыку.

В зал вбегают «Три капельки» и «Облако»)

 

Облако.  Я облако и сейчас вам расскажу интересную историю.

  В одном пушистом облаке жили три подружки – веселые капельки. Они много разговаривали друг с другом.

1-я капелька.– Я очень люблю путешествовать.

2-я капелька.– Мне нравится все красивое, яркое сверкающие.

3-я капелька – А я хотела бы приносить пользу всему живому.

Облако. Во мне собралось много капелек и я пролилось на землю дождем.

      (капельки разбегаются: 1-я бежит к озеру, 2-я к радуге, 3-я к дереву)

1-я капелька – Я попала в озеро и поплыла среди других озерных капелек путешествовать.

2-я капелька – Я упала в поле. Солнце коснулось меня своим лучом, и появилась семицветная радуга.

3-я капелька – Я упала в лес. По листьям скатилась вниз на землю и попала в корень дерева. Потом поднялась по стволу до листика на верхушку и увидела свое родное облако.

Облако. Солнце коснулось своими лучами капелек, они стали легкими и вернулись на свое родное облако.

Воспитатель. Поднялся легкий ветерок и облако полетело дальше поливать землю дождем.

 

Воспитатель. Ребята, капельки рассказали нам удивительную историю.

   Как вы думаете – это правда или сказка? Почему ?

(дети отвечают на вопросы, называют элементы сказки и рассказа, вместе делают вывод, что это рассказ с элементами сказки)

 

Воспитатель.Ребята, капельки нам рассказали о природном явлении, которое называется «Круговорот воды в природе»

 

(воспитатель с помощью плакатов рассказывает детям о круговороте воды в природе)

 

Воспитатель. Сколько вы слышите слов, когда я произношу слово «круговорот»?

 

(вместе с воспитателем дети делают вывод, что вода в природе ходит по кругу, поэтому мы произносим одно слово, а слышим два)

 

Воспитатель. Я приглашаю вас отправится в волшебное путешествие, где времена года быстро сменяют друг друга. В каком –то времени года мы задержимся, а другое быстро проскочим. А раз путешествие волшебное, то и транспорт будет у нас необычный. Я буду мамой - тучкой, а вы мои детки. Ну что, полетели.

 

  Сейчас лето. Если, я тучка, то кто вы? (Капельки)                            

   Посылаю вас, детки- капельки на землю!

   Пролейтесь веселым дождиком, напоите землю, оживите деревья, цветы. Погуляйте, а затем ко мне возвращайтесь.

Да смотрите не балуйте, хорошо себя видите, за воротник прохожим не залезайте.

Игра-этюд «Капельки»

Воспитатель. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало друг без друга. Собрались они вместе и потекли маленькими ручейками.

(дети встают в колонну по двое.)

Встретились ручейки и стали большой речкой. (дети встают цепочкой)

Текла, текла река и попала в большое море. (дети встают в круг)

А тут и солнышко пригрело!

Игра – имитация «Солнышко»

Солнышко, солнышко в небе свети,

Яркие лучики к нам протяни.

Руки мы вложим в ладошки твои.

Нас покружи, оторви от земли.

Солнышко греет, как жарко всем нам!

В пар превратились, летим к небесам.

 

Воспитатель.Стали капельки легкими, превратились в пар и вернулись к маме тучке.

Где вы были? Что делали? Что с вами произошло? Что с вами произошло? (ответы детей)

 

Пока мы беседовали в нашей волшебной стране закончилось лето, прошла осень и наступила зима. Если, я мама- тучка, то вы кто? (Снежинки)

 

Игра – этюд «Снежинки»

Воспитатель. Я снежное – снежное облако! Мягкое, белое, пушистое. А вы мои детки снежинки. Летите на землю. (Дети присаживаются)

Полетели снежинки на землю и стали танцевать.

(звучит музыка –дети выполняют движения, покачались вправо- влево, покружились)

Но вдруг подул ветер, все снежинки разлетелись, кто куда, в разные стороны. Набегались снежинки, устали и упали на снежную поляну, образуя большой сугроб, и уснули.

Воспитатель. Вставайте, мои детки, пора возвращаться в детский сад.

 

Воспитатель.Мы сейчас рассказали с вами о круговороте воды в природе, поиграли.

Вода – одно из самых удивительных и загадочных веществ на земле. Что бы узнать о свойствах воды, я приглашаю вас в нашу лабораторию «Почемучек».

(дети рассаживаются за столы)

Воспитатель.Что бы узнать о свойствах воды , я предлагаю вам взять в руки стаканчик с водой и рассказать, какая вода.

(дети –чистая ,прозрачная)

 

 

Воспитатель. А какой у нее запах?

Дети.      Она без запаха.

Воспитатель. А какая она на вкус?

Дети. (пробуют) Она безвкусная.

Воспитатель. Правильно, вода без запаха и вкуса.

 Я приготовила для вас белый порошок. Возьмите его немножко и опустите его в стаканчик с водой. Попробуйте его теперь на вкус. Какая теперь стала вода на вкус?

Дети. Сладкая (соленая, у всех вода разная на вкус)

Воспитатель.Какие вещества еще растворяются в воде?

                   (дети называют)

Воспитатель.Не все вещества растворяются в воде.

  (насыпает в стакан с водой песок)

     Что произошло с песком?

Дети.  Песок осел на дно.

Воспитатель. Какая стала вода?

Дети. Мутная, грязная.

Воспитатель. Да вода мутная, но ее можно очистить с помощью фильтра, фильтрованных салфеток, которые лежат на подносе. Это самый простой способ очищения воды.

         Давайте проведем эксперимент.

(воспитатель показывает, как установить салфетку в воронку, затем вставить воронку в чистую банку.)

Воспитатель.   У всех получилось правильно.

Понаблюдаем, как работают наши фильтры.

Осторожно понемногу будем лить мутную воду в баночку с фильтром

    (самостоятельная работа детей)

Воспитатель.Аккуратно уберите фильтры и посмотрите на воду. Какая она стала? Куда девался песок?

         Мы провели опыты.

О каких свойствах воды мы сегодня  узнали?

Какую тайну воды открыли?

(ответы детей)

Воспитатель. Есть разные фильтры для очистки воды, один вы видите у нас в лаборатории.

Мы узнали самый простой способ очистки воды, но с фильтром для воды мы сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из подземного водохранилища, затем она попадает в специальные водоочистительные станции, где с помощью фильтров её очищают от песка, грязи и других примесей, только после этого вода попадает в водопровод.

Воспитатель.Вода- самое удивительное вещество на планете, вспомним еще раз чудесные свойства воды.

Игра «Какая вода?»

Дети.Вода- жидкость, она не имеет собственной формы, прозрачная, без запаха и вкуса, может растворять вещества, её можно очистить с помощью фильтра.

Воспитатель.В каком виде бывает вода в природе? (показ картинки, дети называют). Сейчас мы с вами и нарисуем, в каком виде бывает вода в природе (раздает бумагу, разделенную на 6 квадратов и карандаши). Нужно в каждом квадрате нарисовать, какая бывает вода в природе (снег, град, сосульки, лужи, ручьи, реки и прочее).

(дети рисуют)

Воспитатель.Молодцы, ребята, все справились с заданием. Наша лаборатория «Почемучки» будет работать и дальше, мы с вами будем продолжать исследовать и экспериментировать, сегодня мы еще раз профильтруем воду, чтобы она стала совсем прозрачной. В каком царстве мы сегодня были? Что нового узнали? Что вам понравилось больше всего? Все- таки, вода полезная и нужная или нет? Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому, воду надо беречь и охранять.