Социальное партнерство педагогов с семьями воспитанников

С принятием ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и ДОУ. Это должно выразиться в ориентации на существование всех форм образования, в т.ч. семейного, обновление содержания обучения и воспитания, образование по выбору, установление с родителями социального партнерства.

Социальное партнерство- особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.

Образовательная организация останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Однако практика показывает, что не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Педагогу необходимо терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и дидактизм.

На основании нормативных правовых документов педагогический коллектив стремится к своему становлению как открытой социально- педагогической системы, готовой к укреплению и расширению взаимодействия со всеми социальными институтами, и прежде всего с семьей.

Актуальными оказываются анализ, обобщение и проектирование взаимодействия семьи и образовательных учреждений в интересах развития личности ребенка.

 

 

 

 

Основные направления организации работы ДОУ с семьей

 

Основные направления организации работы ДОУ с семьей:

-составление характеристик семей (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень);

-организация диагностической работы по изучению семей;

-использование оптимальных форм и методов в дифференцированной  групповой и индивидуальной работе с семьей;

-организация психолого-педагогического просвещения родителей;

-создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и воспитанников;

-выявление и использование  в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания;

-внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики;

-оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей;

-использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета;

-создание условий для обеспечения прав родителей  на участие в управлении образовательным учреждением, организации воспитательно-образовательного процесса: помощь в организации деятельности родительского комитета, объединений родителей по семейным проблемам;

-активное включение в работу с семьей воспитателей, музыкального руководителя;

-оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке к школе.

В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимоотношения семьи и ДОУ. При этом процесс такого сотворчества, его особенности определяются прежде всего типом и видом образовательного  учреждения, спецификой деятельности педагогического коллектива.

Так, в системе дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей осуществляется в основном через:

-приобщение родителей к педагогическому процессу;

-неограниченное (по времени) пребывание родителей в ДОУ в период адаптации ребенка;

-информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой ДОУ, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;

-объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка; эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

-проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

-уважительные взаимоотношения семьи и ДОУ.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в ДОУ важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.

Целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с детьми и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, объединяя усилия для достижения более высоких результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы взаимодействия педагогов и родителей

Формы взаимодействия педагогов и родителей- это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

Родительское собрание– одна из основных форм работы с родителями.

На нем обсуждаются проблемы жизни группы детей и семей. Собрания- взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск, особую тревогу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в группе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью организуются специальные встречи с отцами детей.

Многие ДОУ с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме круглого стола, тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

Родительский лекторийспособствует повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и ДОУ к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.

Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности в форме студии, в которой родители- не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Ведь родители и члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей, внести свой вклад в образовательную работу.

От участия родителей в работе студии выигрывают все субъекты образовательного процесса. Дети учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек. А педагоги имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер своей помощи, а иногда просто поучиться.

В системе взаимодействия с родителями дошкольников можно использовать следующие формы: день открытых дверей, мастер-классы для родителей, открытые занятия, творческие мастерские, индивидуальные консультации, устный журнал, семейный клуб.

День открытых дверей. Во время этого мероприятия дается возможность познакомить родителей с детским садом, его традициями, программами, правилами, особенностями воспитательно-образовательного процесса, заинтересовать и привлечь к участию. Родители вместе с детьми приглашаются на концерт, участники которого – воспитанники ДШИ. Проводятся небольшая обзорная экскурсия, знакомство с педагогами, беседа с родителями. Беседы в основном индивидуальные, где четко определяется цель- что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей преподносится таким образом, чтобы побудить собеседника к высказыванию.

 

 

 

Мастер – классы.  Мастер классы позволяют обсудить вопросы семейной психологии с профессиональным психологом, самореализоваться в области театрального искусства, детского фитнеса, изобразительной деятельности. Таким образом, данная форма работы позволяет помочь родителям занять более активную жизненную позицию, через творческое самоопределение родителям легче привлечь к творчеству собственных детей. Наиболее интересные мастер – классы для родителей: «Птицы – вестники весны» по изобразительной деятельности, «Масленые забавы» - театральные игры – изготовление куклы «Масленицы».

         Творческие мастерские. Основная цель функционирования творческих мастерских – создание условий для творческой самореализации детей и родителей и, как результат, - радость совместного творческого труда. Родители и дети периодически вовлекаются в совместную деятельность и творческих мастерских. К такой работе привлекаются педагоги декоративно – прикладного творчества, которые помогают появлению на свет продукта совместного творчества.

         В основном такие мастерские открыты для посещения в преддверии праздников: «День матери», «Новый год», «8 Марта».

         Открытые занятия – всеобучи.  Многие родители не знакомы с методами и формами проведения занятий и поэтому с удовольствием принимают участие и как слушатели, и как участники образовательного процесса вместе с детьми. Востребованы совместные мероприятия, занятия по предлагаемым видам деятельности: занимательная математика, обучение грамоте, изобразительная деятельность, занятия с психологом, театральные игры. Именно такие занятия позволяют родителям увидеть положительные стороны ребенка, детям – воспринимать своих родителей по – новому. На данных занятиях у педагогов есть возможность показать, как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

         Родители знакомятся с реальным педагогическим процессом, заимствуют наиболее удачные приемы педагога. Занятия активно посещаемы родителями. На наш взгляд, это и есть первые ростки сотрудничества.

         Индивидуальные консультации. Эта форма самая распространенная и эффективная. На индивидуальных консультациях родители охотно вступают в диалог и откровенно рассказывают о тех огорчениях, беспокойствах, которые вызывают у них тревогу. Консультации проводятся по инициативе педагога, психолога, методиста, но чаще по инициативе самих родителей и лиц, их заменяющих.

         Устный журнал. В этой форме задействованы несколько педагогов, ведущих разные виды деятельности. Устные журналы всегда интересны родителям, так как они в течение небольшого количества времени получают необходимый объем нужной информации от разных педагогов и специалистов. Каждую страницу готовит педагог по своему виду деятельности. Широко используется раздаточный материал в виде памяток, рекомендаций: «Играйте вместе с детьми», «Искусство быть родителем», «Наказывая, подумай – зачем?», «Как запомнить графическое изображение цифр», «Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника» и др.

         Распространены памятки: «Как преодолеть страх перед школой», «Как читать детям», «Как воспитывать у ребенка самостоятельность».

         Семейный клуб – наиболее удачная форма сотрудничества с семьями воспитанников. Данная форма взаимодействия интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. В индивидуальной работе с родителями педагог – психолог стремится раскрыть неповторимость и уникальность каждого ребенка, подчеркнуть «сильные» стороны его личности и обратить внимание на «слабые» стороны.

         Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях)Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.

         Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации.

         Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов; на них приглашаются родители.

         Диспут, дискуссия – обмен мнениями по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопительный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.

         Встречи с родительской общественности с администрацией ДОО. Их целесообразно проводить ежегодно. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.

         Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета.

         Родительский актив – опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации дел группы и детского сада, решению проблем жизни коллектива.

         Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба – вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий – добровольность и взаимная заинтересованность.

         Организация совместной деятельности родителей и детей. Одна из главных задач педагогов и образовательного учреждения – сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей.

         Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых занятий, праздники творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ.

         Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья - эрудит», «Семейное увлечение»; читательские конференции «Круг семейного чтения».

         Формы трудовой деятельности: оформление групп, благоустройство и озеленение участков, посадка аллей, создание библиотеки; ярмарка – распродажа семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и др.

         Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристские походы и слеты, экскурсионные поездки. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий.

         Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями) и др.; совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимодействие с семьями воспитанников как участниками образовательных отношений.

Основное условие ФГОС дошкольного образования: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнерства с семьей.

         Педагогу дошкольного учреждения важно понимать, что сотрудничество предполагает взаимные действия, взаимопонимание, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Содружество – объединение, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов, оно не может происходить без общения, т.е. взаимодействия. «Так как содружество предполагает,  прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, т.е. наличие эмпатии, то содружество является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьей» (Т.А.Маркова).

         Необходимо менять существенную традиционную практику работы с родителями воспитанников, при которой семье демонстрировалась система ценностей, без учета структуры семьи, ее традиций и опыта. При взаимодействии социальных институтов (семья и детский сад) важно учитывать дифференцированный подход к каждой семье, социальный статус, микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

         Для успешного сотрудничества с родителями воспитателю необходимо знать, что деятельность, общение педагогов и родителей должны базироваться на принципах:

- открытости детского сада для семьи, где каждому родителю в удобное время обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок;

- сотрудничества педагогов и родителей в воспитании детей, основанном на взаимопонимании и доверии;

- создания активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОО;

-диагностичности общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка;

- динамичность.

         Достижение высокого качества в развитии, удовлетворение интересов родителей и детей, создание этого единого пространства возможно только при условии разработки новой системы взаимодействия  ДОО и семьи, основанной на партнерстве.

         Рекомендуется проблему вовлечения родителей в единое пространство детского развития в дошкольном образовательной учреждении осуществлять в следующих направлениях:

- работа с коллективом ДОО по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями;

- повышение педагогической культуры родителей, педагогической грамотности семьи;

- вовлечение родителей в деятельность ДОО, совместная работа по обмену опытом воспитания детей.

         Взаимодействие родителей и педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения в условиях новой философии предполагает решение следующих задач:

- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

- объединение усилий для развития и воспитания детей;

- создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

- привлечение родителей к участию в образовательном процессе дошкольного учреждения;

- активизация воспитательных возможностей родителей;

- личностное обогащение всех участников взаимодействия посредством деятельности, ее преобразования и изменения;

- поддержка уверенности родителей в собственных педагогических возможностях;

- использование опыта семейного воспитания для реализации образовательной программы дошкольной организации.

         Педагогу дошкольного учреждения необходимо продумать мероприятия, побуждающие родителей включиться в жизнь дошкольного учреждения.

         Проблемной сферой взаимодействия для родителей является отсутствие психологического консультирования по вопросам обучения и воспитания, а также возрастных особенностей детей. Поэтому целесообразны встречи, выступления специалистов в области дошкольного воспитания на родительских собраниях; это может быть психолог или социальный педагог, работающие в ДОО, если таковых нет, необходимо договориться с ними о консультативной поддержке родителей и пригласить их в детский сад.

         Педагогам дошкольного учреждения необходимо уметь грамотно оценивать важность семьи в воспитании и обучении детей, зачастую она более низкая, чем оценка семей собственной важности.

         Для повышения эффективности и продуктивности взаимодействия необходима программа работы с родителями и педагогическим коллективом, с целью ее разработки необходимо выявить наиболее эффективные формы организации консультаций для родителей, в таких формах возможно более активное включение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

         Использование в педагогической практике педагогами традиционных форм взаимодействия позволяет организовать содержательную и целенаправленную работу с родителями. Однако их использование не всегда способствует возникновению интереса у родителей к вопросам педагогики и  психологии детей. Поэтому в целях разнообразия и совершенствования работы в настоящее время практическим работникам дошкольной организации, наряду с использованием традиционных форм взаимодействия с семьей, рекомендуется настроиться на поиск новых, перспективных, нетрадиционных форм сотрудничества дошкольного учреждения с родителями, которые предполагают их подключение к активному участию и в образовательном процессе ДОО, и в жизни детского сада.

         О.Л.Зверева отмечает, что такие формы построены по типу развлекательных игр или телепрограмм и направлены на привлечение внимания родителей к детскому саду, на установление неформальных контактов. В ходе неформальных отношений родители сближаются с педагогами, лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в новой для себя обстановке. Смысл инновационной работы педагогов с родителями – не только в установлении контактов, но и в том, что, благодаря созданной таким образом благоприятной эмоциональной почве, родители лучше воспринимают советы педагогов, становятся более откровенными, открытыми  для восприятия помощи.

         Хотя в педагогической литературе нет такого определения, эти формы необходимо вводить в жизнь дошкольных учреждений, так как они проходят успешно и эффективно. Однако работникам ДОУ не следует забывать о педагогическом содержании организуемых подобного рода мероприятий, чрезмерно увлекаться их развлекательно стороной.

         В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечения родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга. Ориентация ФГОС на гуманизацию дошкольного образования исключает стереотипы традиционного педагогического мировоззрения, где главным ориентиром было проведение занятий, формирование знаний, умений и навыков, которые педагог навязывал ребенку, а ребенок должен был их продемонстрировать, отчитаться, в том числе и перед родителями. Суть гуманизации образовательного процесса состоит в создании таких методов, форм и средств организации образовательного процесса, которые обеспечат бережное развитие и саморазвитие индивидуальности ребенка- его познавательных процессов, личностных и духовных качеств в активном взаимодействии со взрослыми, в том числе и с наиболее значимыми для ребенка взрослыми- его родителями. Включенность родителей в процесс подготовки и проживания ключевых событий детсадовской жизни и ежедневных моментов на основе партнерства, соучастия и сотворчества- важная задача реализации Стандарта.

Реализация ФГОС ДО выявила противоречие, сложившееся в образовательной практике между традицией и проведении праздников, развлечений и требованиями времени, которые предъявляются к организации образовательного процесса в ДОУ, где приоритет отдается инициативе ребенка, его свободе в реализации себя через учет его интересов, способностей и потребностей, проявление творчества.

Необходимо оказание консультативной поддержки родителям по поводу организации жизненного пространства ребенка накануне и после праздника. Это очень важный психологический момент, которому родители зачастую не придают никакого значения. Праздник у ребенка должен начинаться его ожиданием и, прежде всего, с самими близкими людьми- родителями. И, что очень важно, он не должен заканчиваться территорией ДОУ. Атмосферу праздника, его смысл необходимо сделать предметом проживания ребенком, его прочувствования совместно с родными и далее, дома.

Построенная таким образом работа поможет педперсоналу не только реализовать отдельные проекты по взаимодействию с родителями воспитанников, но и наметить перспективы в дальнейшей работе педколлектива в этом направлении.

Ожидаемыми результатами сотрудничества ДОУ с родителями могут быть:

-создание детско – взрослого сообщества (семейный клуб);

-активное участие родителей в образовательном процессе ДОУ;

-обобщение опыта ДОУ по взаимодействию с семьями и опыта семейного воспитания;

-укрепление и обновление материально-технической базы;

-эффективная реализация образовательной программы;

-организация дополнительных образовательных услуг.

Таким образом, выделяются преимущества сотрудничества педагогов с родителями в новых условиях- это:

-положительный эмоциональный настрой субъектов на совместную работу по воспитанию детей;

-учет индивидуальности ребенка;

-родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии ребенка, которое считают нужным, беря на себя, таким образом, ответственность за воспитание ребенка;

-возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и в семье.

Позиция родителей воспитанников в результате применения современных форм взаимодействия наверняка станет наиболее гибкой, а они из зрителей и наблюдателей станут активными участниками в жизни своего ребенка. Такие изменения позволят говорить об эффективности современных форм в работе с детьми.

 

   КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
 
 
 
                    «Что нужно знать родителям о прививках»
 
 
 
    
 « Делать прививки ребенку или нет?»  Практикующие врачи однозначны в своих мнениях – прививки делать необходимо. Нужно это в первую очередь для того, чтобы защитить малыша и от заболевания и от негативных его последствий. Профилактическая вакцинация – один из способов сдержать эпидемии. В каждой стране мира есть свой план профилактических прививок. Различия в планах зависят от того, какие болезни имеют большее распространение на территории этой страны.
 
Для того чтобы минимизировать риск от вакцинации для ребенка, нужно соблюдать правила проведения прививок и не выбиваться из графика. Нельзя делать прививку, переболевшему или заболевающему ребенку, не стоит вакцинировать малыша, если в доме кто-то болен ОРВИ. Не стоит перед прививкой проводить эксперименты с питанием малыша. Ребенку после прививки образ жизни менять не нужно, но родители должны присматривать - не поднялась ли у него температура, не проявляются ли другие недомогания. Нужно помнить, что организм ребенка после введения вакцины все силы направляет на выработку иммунитета, поэтому не стоит в этот период посещать массовые мероприятия, назначать прием гостей.Каждая страна мира имеет свой календарь профилактических прививок. В нашей стране до недавнего времени в него входило семь инфекций: туберкулез, дифтерия, столбняк, коклюш, корь, эпидемический паротит (свинка) и полиомиелит. С 1997 года в календарь обязательных прививок внесены еще две прививки - против гепатита «В» и краснухи.  
 
План прививок для детей
 
 Свое знакомство с прививками малыш начинает прямо в роддоме, где впервые же сутки получает прививку от гепатита «В». Через три-четыре там же в роддоме ребенка привьют и от туберкулеза. Кроме этого, план прививок до года включает в себя три вакцинации против дифтерии, коклюша, столбняка, гемофильной инфекции типа «В» (в три, четыре с половиной и шесть месяцев). Завершает же план профилактических прививок первого года жизни вакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита (КПК).
 
К вакцинации – будьте готовы!
 
Чтобы вакцинация была эффективной, к ней нужно тщательно подготовиться.
 
Первым делом малыша посмотрит педиатр. Дело в том, что прививки можно делать только тогда, когда ребенок полностью здоров. Он также узнает, не простужен ли кто-нибудь у вас дома: после вакцинации иммунитет малыша будет ослаблен, поэтому важно уберечь его от инфекции.
 
Если же у малыша аллергия или он принимает лекарства, обратитесь не только к педиатру, но и к врачу – узкому специалисту. Тот решит, делать ли ему прививку или отложить. Он может создать индивидуальный график.
 
Перед тем как вы получите направление в процедурный кабинет, обязательно сдайте анализы крови и мочи малыша. Если результаты будут хорошими, начинайте готовить его к прививке. Примерно за неделю до намеченной даты не давайте ребенку новых продуктов, чтобы не спровоцировать аллергию. Возможно, врач посчитает нужным назначить антигистаминное средство. Обычно его рекомендуют принимать несколько дней до и после вакцинации.
 
Наблюдение за реакцией
 
После того как малышу сделали прививку, внимательно следите за его самочувствием. Реакция на прививку (сонливость, общее недомогание, небольшое повышение температуры) – обычное явление. А вот серьезные осложнения бывают редко. В любом случае нужно быть к этому готовым. Даже если у ребенка была нормальная реакция на первую прививку, это не значит, что он так же перенесет и следующие вакцинации.
 
После укола посидите полчаса в поликлинике. А дома несколько раз померяйте малышу температуру. Если она повышается, давайте ему жаропонижающее (сироп или свечи), и по чаще предлагайте пить теплый чай или компот. Специалисты советуют после прививки сбивать температуру уже при 37,5, а в некоторых случаях она может повышаться очень быстро. Непременно сообщите врачу, который назначал прививку, о самочувствии малыша.
 
На месте укола обычно появляется небольшое уплотнение и покраснение. Это нормально, поэтому волноваться не стоит. Главное, не забывайте, что кожу в этой области нельзя мочить и расчесывать. Через несколько дней все должно пройти.
 
 
 
Прививки: за и против
 
 Проводить малышу вакцинацию или нет – выбирать вам. Только перед тем, как это сделать, взвесьте все «за» и «против». Посоветуйтесь с врачом, которому вы полностью доверяете.
 
Если малыш часто болеет, не стоит из-за этого полностью отказываться от прививок. Врачи считают, что у таких детей не всегда вырабатывается достаточное количество антител. Поэтому они особенно нуждаются в дополнительной защите. Сейчас разработаны разные схемы подготовки ребенка к прививке. И в зависимости от заболевания  доктор подберет наиболее подходящую вашему ребенку.
 
Раньше ваш малыш прививался с нарушением графика?  Перед новой вакцинацией нужно сдать анализ на напряженность иммунитета. По его результатам врач поймет, делать ли все прививки заново или можно просто добавить недостающие.
 
 
 
Отвод от прививок
 
На самом деле существенных противопоказаний для вакцинации у врачей не так уж много.
 
Временные противопоказания
 
К ним относятся все острые заболевания, анемия (уровень гемоглобина ниже 84 г/л ). Поэтому, если ребенок только что переболел, вакцинацию придется отложить на срок не меньше месяца. При легком насморке этот период сокращают до недели.
 
Абсолютные противопоказания
 
Прививки не делают (или делают облегченные при их наличии), если у ребенка была тяжелая реакция на предыдущие вакцинации, первичное иммунодефицитное состояние    (в этом случае нельзя использовать живые вакцины), прогрессирующие неврологические патологии, злокачественные болезни крови, новообразования, аллергические реакции на компоненты вакцины.
 
Врач примет решение отказаться или увеличить интервал между прививками в два раза, если на месте укола у малыша появился отек и покрасневший участок кожи был не меньше 8 см, а температура поднималась до 40С.
 
Национальный календарь профилактических прививок по возрастам
 
Возраст ребенка
 
Вакцинация
 
 
 
 
 
1,5 года жизни ребенка                        
 
 
 
 
 
20 месяцев   
 
 
 
 
 
6 лет  
 
 
 
 
 
7 лет   .
 
 
 
 
 
14 лет                                
 
.
 
Ревакцинация против коклюша, дифтерии, столбняка, полиомиелита                          Может быть проведена в один день после медицинского осмотра малыша
 
Ревакцинация против полиомиелита      
 
Используется живая не инактивированная вакцина.
 
Корь, краснуха, эпидемиологический паротит, дифтерия и столбняк — ревакцинация по возрасту         Все препараты делают в отдельные дни. Интервал между вакцинациями не должен быть менее 14 дней.
 
Первая ревакцинация против туберкулеза            Повторная ревакцинация рекомендуется в 14 летнем возрасте
 
Ревакцинация против полиомиелита, столбняка и дифтерии
 
Применяются живые вакцины, все прививки делаются в разные дни с интервалом не менее 2 недель.                                                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Вам необходимо знать, что только профилактические прививки могут защитить Вашего ребенка от таких заболеваний, как полиомиелит, дифтерия, коклюш, туберкулез, столбняк,
 
Гепатит « В»,  корь, эпидемический паротит, краснуха.
 
Прививки делаются добровольно, по желанию родителей ребенка. У некоторых мам и пап есть боязнь перед прививкой, но все-таки лучше защитить своего ребенка от неприятных заболеваний. 
 
                       Желаем здоровья Вам и вашим детям!
 
 
 
Материал консультации подготовила: Беляева И.И